Многократные исследования, проводимые врачами, гигиенистами, представителями образовательных учреждений, выявили, что существует прямая связь между качеством восприятия информации (ее усвоением) и микроклиматом в помещении. От того, как будет организовано отопление учебных заведений зависит эффективность обучения, здоровье детей и персонала учреждения, расходы на содержание и многое другое. Поэтому к выбору, проектированию и монтажу систем отопления в образовательных заведениях нужен особый подход. В этой статье мы расскажем о том, каким требованиям должен соответствовать микроклимат в школах, детских сада, колледжах и институтах. Поговорим об оборудовании, которое стоит выбрать, с учетом его преимуществ и недостатков.

Отопление для образовательных учреждений – выбор оптимального варианта

Какая система отопления подходит для учебных учреждений

Те, кто интересовался вопросом обогрева школ, детских садовы, колледжей и вузов знают, что в большинстве случаев в городах здания были подключены к централизованным системам отопления, а в поселках – к автономной. Такое решение базировалось чаще всего на экономической целесообразности и не всегда обеспечивало достаточно высокое качество обогрева. Со временем многие системы исчерпали свой ресурс и сейчас подлежат модернизации. Но так как это процесс длительный, часто в родительских чатах возникают обсуждения на тему необходимости приобретения в кабинеты обогревателей. В нашем коллективе тоже обсуждался вопрос отопления учебных заведений, ведь среди нас есть родители дошколят, школьников и студентов. Чтобы вам было проще принять решение о том, стоит ли приобретать электрообогреватели в образовательные заведения или есть другие методы создания комфортных условий, мы подготовили этот материал.

Рекомендуем товар
Africa X550 бежевый
В наличии
Панельный обогреватель Africa X550 бежевый
7 отзывов
Тип: керамическая панель | Монтаж: напольный, настенный | Термостат: электронный

Санитарный регламент для дошкольных учреждений, школ и ВУЗов

В нашем климатической зоне в среднем в течение 5-6 месяцев в году нельзя обойтись без отопления. Общественные и медицинские организации составили совместные рекомендации о том, каким должен быть температурный режим в детском саду, различных помещениях школы и прочих учебных центров. При составлении норм учитывалось влияние резкого перепада температур на организм человека (который возникает при перемещениях, к примеру, улица/здание), уровень активности и длительность пребывания людей в той или иной зоне.

Что учитывать при организации отопления учебного заведения

В результате для государственных и частных заведений даны следующие рекомендации о том, какую температуру считать оптимальной для:

  • учебных классов – это +17 … + 20 °C;
  • медицинских кабинетов – + 20 … +22 °C;
  • санузлов, коридоров, вестибюлей +18 °C;
  • детсадовских помещений, в которых дети проводят большую часть времени (занимаются и играют) +19 … +23 °C.

При таких температурных режимах важно, чтобы влажность воздуха поддерживалась на уровне 35-50 % и был налажен качественный воздухообмен (отвод углекислого газа и приток кислорода). Чтобы обеспечить оптимальный микроклимат, важно хорошо ориентироваться в том какие существуют виды систем отопления, принципах их работы и особенностях организации. Для учебных учреждений важно, чтобы оборудование было:

  1. Термобезопасным. Все поверхности, с которыми может быть физический контакт, не должны прогреваться более чем на +40 °C.
  2. Электробезопасность. При использовании электрических приборов важно, чтобы они имели соответствующий уровень защиты.
  3. Травмобезопасным. Радиаторы, конвекторы, трубы и прочие элементы системы должны быть надежно закреплены и размещены так, чтобы не мешать перемещению людей.
  4. Пожаробезопасным. Не допускается размещение газовых и твердотопливных котлов отопления непосредственно в зоне пребывания учащихся и сотрудников, кроме персонала, отвечающего за работу системы.
  5. Экологичным. В ходе работы оборудование не должно влиять на химический состав воздушных масс.

Чтобы температурный режим в школе и садике соответствовал нормам и описанным выше требования, важно проектирование, выбор оборудования и монтаж системы доверять профессионалам. Также необходимо проводить регулярную инспекцию и обслуживание имеющихся установок.

Система отопления школы и садика – централизованная или автономная

Особенности применения централизованной и автономной систем отопления в детском саду и школе

Принимать решение о том, по какому принципу будет организовано отопление детских садов, школ и прочих учебных заведений необходимо на основе анализа ряда факторов, среди которых:

  • доступные виды топлива для систем обогрева и их особенности;
  • местоположение здания – возможность подключения к имеющимся коммуникациям и организации новых (например, дымоходов);
  • характеристики объекта – материалы, использованные при строительстве, уровень теплоизоляции, план помещений (размещения дверных проемов, окон, лестниц, прочих препятствий, влияющих на схему прокладки коммуникаций);
  • доступный бюджет на проектирование, монтаж, запуск системы, ее эксплуатацию (топливо) и обслуживание.

Все показатели необходимо анализировать комплексно, ведь отопление в школах, ВУЗах, садах, должно функционировать без сбоев в течение длительного периода и соответствовать требованиям безопасности.

Рекомендуем товар
Fondital Exclusivo 350/100 B4
В наличии
Радиатор для отопления Fondital Exclusivo 350/100 B4
Написать отзыв
Длина, мм: 80 | Высота, мм: 407 | Глубина, мм: 97 | Подключение: боковое | Площадь обогрева, м²: 1 | Количество секций радиатора, шт: 1

Централизованное отопление в детском саду и школе

Принцип работы централизованного отопления в том, что нагретый теплоноситель от котельной через распределительные центры поступает на объект. При этом график запуска и отключения, температуру теплоносителя определяют местные власти. При централизованной системе влиять на температуру воздуха в помещении можно, модернизируя коммуникации непосредственно в здании – заменив устаревшие батареи на современные радиаторы отопления (с повышенным уровнем теплоотдачи) и установив терморегуляторы. Один из основных недостатков централизованных систем отопления – высокие потери тепла в процессе транспортировки теплоносителя от точки нагрева до конечного потребителя.

Автономное отопление в школе и детском саду

Преимущества автономного отопления в школе и детском саду

Если у учебного заведения есть собственная котельная или возможность установить теплогенератор на крыше (в подвале) здания, тогда у администрации появляется возможность определять в какие сроки будет начат и завершен отопительный сезон. На этапе проектирования и монтажа системы есть возможность определиться с оптимальным типом теплоносителя, схемой разводки отопления, выбрать подходящее оборудование, предусмотреть аварийные (альтернативные) варианты. Хотя такой вид отопления образовательных заведений более эффективен, на этапе его обустройства и в ходе обслуживания затраты могут быть выше, чем при выборе централизованной системы.

Если здание небольшое, возможность использования, описанных выше вариантов, отсутствует, есть альтернатива. Отопление детских учреждений можно организовать по индивидуальному принципу, используя керамические панели, ИК обогреватели, электробатареи для школы, садика, развивающих центров.

Как сохранить тепло в учебных заведениях?

Температура воздуха в детском саду, классах школы, аудиториях прочих учебных заведений зависит от множества факторов. Чтобы понять, будет ли комфортно находиться детям в задании, важно знать ответы на следующие вопросы:

  1. Какое отопление в школе? Тут важно понимать не только центральное оно или автономное, но и какие радиаторы используются (уровень теплоотдачи), как давно проводилось обслуживание системы (прочистка).
  2. Как организована система вентиляции? От качества воздухообмена зависит уровень теплопотерь и влажности, концентрация кислорода и прочих газов. Использование специальных устройств для проветривания помещений (рекуператоров, проветривателей) дает возможность сохранить тепло, снизить уровень влажности и очистить входящие потоки от пыли и прочих механических примесей.
  3. Что предпринято для снижения теплопотерь – поменяны ли оконные и дверные конструкции, выполнено ли утепление стен. Так как в учебных заведениях большое количество людей входит в помещениях и покидает его, снизить теплопотери можно, установив воздушные тепловые завесы.
  4. Размещение во входной зоне, на ступенях и пороге – нагревательных матов или кабеля будет способствовать снижению количества влаги, которая попадает в помещение. Что в свою очередь также снизит теплопотери, поможет избежать скопление сырости, образование плесени и грибка.
Рекомендуем товар
Термия АО ЭВР 3,0/0,4 ST 230 В K (M) (MP)
В наличии
Воздушная завеса Термия АО ЭВР 3,0/0,4 ST 230 В K (M) (MP)
3 отзыва
Монтаж: настенный | Установка: горизонтальная | Ширина, мм: 757 | Мощность, кВт: 1.5, 3 | Электропитание, В: 230 | Расход воздуха, м³/час: 1700, 3000

Электрическое отопление учебных заведений – доступные варианты

На данный момент не во всех учебных заведениях экономически целесообразно модернизировать устаревшую систему отопления и обустраивать новую. Поэтому, чтобы обеспечить оптимальные условия, эксперты предлагают использовать подходящие электрообогреватели. Давайте разберем особенности работы основных вариантов, преимущества и недостатки использования электронагревателей в учебных учреждениях.

Электрические конвекторы

Обогрев образовательного учреждения при помощи электрических конвекторов

Если проводка в здании позволяет, обогрев образовательного учреждения можно организовать при помощи электрических конвекторов. Компактные панели во встроенным ТЕНом (закрытого или открытого типа) прогревают корпус, от которого тепло распространяется по комнате за счет естественной конвекции.

Решение организовать отопление детского сада и школы с применением электроконвекторов обеспечивает следующие преимущества:

  1. Вы можете выбрать подходящие по размерам и уровню теплоотдачи варианты для настенного монтажа. Качественно закрепленные элементы минимизируют травмоопасность.
  2. Многие производители предусмотрели возможность выбора режима работы, при котором внешние поверхности будут термически безопасны (при касании не будут оставлять ожоги).
  3. У современного оборудования предусмотрена защита от перегрева, опрокидывания, короткого замыкания, есть функция блокировки панели управления (защита от детей).
  4. Электроконвекторы с закрытым ТЭНом не пересушивают воздух и не изменяют его химический состав (не выжигают кислород).
  5. Выбрав модели с терморегулятором, можно устанавливать температуру для отдельного прибора, а программатор позволяет задавать сценарий работы (автоматизировать обогрев пространства).
  6. Бесшумная работа.
  7. Независимость – каждый из приборов может работать автономно, так как они не связаны в единую сеть.

Среди недостатков применения электроконвекторов в образовательных учреждениях хотим отметить:

  • необходимость в ручном режиме включать и выключать устройство, если модель не имеет программатора;
  • при попадании пыли на нагревательный элемент, она может гореть и давать неприятный запах;
  • подключение оборудования желательно осуществлять через автоматы, оснащенные УЗО и прочими элементами защиты.

Если организовать отопление в детских садах и школах только за счет электроконвекторов, оборудование должно работать непрерывно. В противном случае есть риск, что помещения по утрам будут недостаточно прогреты.

ИК обогреватель

Инфракрасный обогреватель для обогрева учебного заведения

К нам все чаще поступают от клиентов вопросы на тему можно ли организовать отопление школы и других образовательных учреждений, используя инфракрасные обогреватели. Проанализировав все, что мы знаем о данном виде электрообогревателей, мы можем сказать, что правильно выбранные и грамотно размещенные ИК обогреватели обеспечивают следующие преимущества:

  1. Быстро прогревается помещение. Инфракрасное излучение воздействует непосредственно на людей и предметы (физические тела), которые отдают тепло воздуху.
  2. Длинноволновое излучение оказывает благотворное воздействие на организм людей.
  3. Работают бесшумно.

К недостаткам применения ИК обогревателей относится:

  • приборы с коротковолновым излучением могут нанести вред здоровью (спровоцировать аллергию, гиперемию, кожные реакции);
  • для эффективного прогрева пространства располагать ИК панели нужно на расстоянии 2-3 м от нагреваемых поверхностей и людей, что возможно не в каждом помещении;
  • после отключения прибор и воздух в помещении быстро остывают.

Если вы планируете приобретать инфракрасный обогреватель в садик, важно тщательно изучить характеристики устройства и убедиться, что у вас есть возможность соблюдать рекомендации производителя по монтажу и эксплуатации.

Керамические обогреватели

Керамические обогреватели для организации комфортной температуры в учебном заведении

В качестве дополнительного источника тепла для учебных заведений можно использовать панельные обогреватели, выполненные из керамики. Это оборудование изготавливается из экологичной глины, нагревательный элемент находится внутри конструкции и не контактирует напрямую с воздухом. Обогрев осуществляется за счет естественных конвекции и ИК излучения.

Выбрав керамические обогреватели для детского сада и школы, вы получите ряд преимуществ:

  1. Компактные размеры и современный дизайн – оборудование можно интегрировать в интерьер, чтобы оно минимально привлекло внимание и эффективно выполняло функции.
  2. Высокий КПД за счет комбинированного распределения тепла.
  3. Медленно остывает после отключения.
  4. Экологичность и минимальное влияние на уровень влажности и количество кислорода в воздухе.

Условными недостатками керамических панелей можно считать:

  • стоимость;
  • хрупкость материала.

Масляный обогреватель

Какой масляный обогреватель подходит для учебного заведения

За счет того, что теплоносителем служит масло (размещенное в закрытом корпусе), масляные обогреватели медленно остывают и дольше поддерживает тепло. Те, кто думает приобрести такой обогреватель для учебного заведения получит следующие преимущества:

  1. Возможность отрегулировать температуру нагрева, чтобы касание к корпусу было безопасным.
  2. Минимальное влияние на химический состав воздуха (концентрацию кислорода и уровень влажности).

В то же время при использовании масляных обогревателей вы можете столкнуться с рядом условных недостатков:

  • недопустимы падения устройства, при разгерметизации корпуса есть риск контакта пользователей с горячим маслом;
  • медленно прогревается сам и на прогрев помещения нужно длительное время.

Масляные обогреватели желательно использовать в помещениях со взрослыми людьми, (например, в колледжах и институтах), которые не будут переворачивать агрегат и влиять на его работу.

Рекомендуем товар
Tesy CC 2510 E 05 R
В наличии
Масляный обогреватель Tesy CC 2510 E 05 R
2 отзыва
Высота, мм: 650 | Ширина, мм: 490 | Глубина, мм: 290 | Площадь, м²: 21-25 | Управление: механическое | Мощность, Вт: 2500 | Количество секций, шт: 10

Кондиционеры

Многие пользователи успешно используют кондиционер в домашних условиях, так как он дает возможность прогревать и охлаждать воздух, осушать пространство и может работать в режиме вентиляции.

Преимущества использования кондиционера для отопления образовательного учреждения

При использовании кондиционера в общеобразовательных учреждениях можно получить следующие преимущества:

  1. Можно установить сплит-систему таким образом, чтобы она выполняла роль тепловой завесы.
  2. Доступны функции обогрева, охлаждения и вентиляции – можно поддерживать оптимальный микроклимат круглый год.
  3. Простота эксплуатации – блоки размещены вне зоны доступа детей.

В то же время решение о приобретении кондиционера должно быть обдуманным, так как у сплит-систем есть ряд недостатков:

  • при направлении потока воздуха на пользователей может быть нанесен вред здоровью;
  • при работе оборудования есть шум;
  • без регулярного обслуживания в модулях системы накапливается пыль и патогенная микрофлора.

Теплый пол

Использование нагревательных матов и кабеля дает возможность быстро прогревать помещение, так как при грамотной укладке имеется значительная площадь теплоотдачи. Те, кто выбрал как вариант отопления теплый пол, получают ряд преимуществ:

  1. Простота эксплуатации.
  2. Теплый воздух стремится вверх, поэтому пространство прогревается равномерно.
  3. Возможность настроить работу системы в автоматическом режиме.
  4. В детском саду можно создать комфортную зону для игр на полу.

Как отопить учебное учреждение с помощью теплого пола

Но у теплого пола есть ряд недостатков, например:

  • его не стоит размещать под крупногабаритными предметами, закрывающими значительную площадь пола – это нужно учесть на этапе проектирования;
  • укладка обогревающих элементов возможна только на этапе выполнения ремонта в помещении;
  • стоимость оборудования и монтажа.

Тем, кто выбирает обогреватель для детского сада мы категорически не рекомендуем тепловентиляторы (дуйчики), электрообогреватели с открытыми нагревательными элементами, различные типы каминов. Так как риск возникновения пожароопасных ситуаций превышает положительный эффект от из эксплуатации их в учебных заведениях.

Как видите, все виды электрообогревателей имеют свои достоинства и недостатки. Исходя из нашего опыта проектирования инженерных коммуникаций, выполнения работ по монтажу отопления и обслуживанию систем, можем сказать, что для каждого объекта необходимо свое уникальное решение. Оптимальным мы считаем вариант, при котором помимо основной системы обогрева предусмотрена альтернативная. Например, электрическое отопление школы работает наряду с водяным (для которого теплоноситель нагревается твердотопливным или газовым котлом).

Надеемся, что эта статья помогла вам лучше понять как отапливать учебное учреждение (школу, садик, университет), чтобы обеспечить комфортные условия обучения и оптимизировать процесс. Если вы еще не определились какой обогреватель лучше для детского сада или учебного класса, почитайте описание доступных моделей, сравните их характеристики, уделите особое внимание функциям защиты (безопасности).

Рекомендуем товар
Devi DEVIFlex 18T 22м (140F1238)
В наличии
Электрический теплый пол Devi DEVIFlex 18T 22м (140F1238)
3 отзыва
Вид кабеля: двужильный | Мощность, Вт: 395 | Длина кабеля, м: 22 | Площадь обогрева нагревательного кабеля, м²: 2.8