С наступлением холодов каждый из нас вспоминает о важности качественного обогрева помещений жилого фонда, коммерческих объектов и мест общего пользования. Поэтому перед началом сезона многие принимают решение о необходимости проведения обслуживания и ремонта систем отопления. Кто-то спешит промыть старые трубы и батареи, другие принимают решение купить радиаторы для отопления, выбрав модели из современных линеек с повышенной теплопроводностью. Такие действия помогают повысить эффективность работы систем обогрева и обеспечить стабильную работу оборудования. Но, к сожалению, не всегда помогают избежать проблем. Часто пользователи отмечают, что коммунальные службы дали отопление вовремя, ответственный сантехник воздух спустил, а батареи холодные. Также и владельцы домов с индивидуальным и автономным отоплением иногда задаются вопросом — почему трубы и стояки горячие, а радиаторы холодные. Если вы хотите быстро выявить проблему и устранить ее, рекомендуем прочитать этот материал. В статье мы расскажем в чем может быть причина того, что верх батареи горячий, низ холодный, секции прогреты неравномерно или остаются еле теплыми, в тот момент как трубы – горячие.
Топ причин почему не греет батарея, если стояк горячий или радиатор прогревается неравномерно
Как вы знаете в Украине большинство многоэтажных зданий в городах имеют централизованное отопление, в то время как в поселках и селах чаще используются автономные и индивидуальные системы обогрева. Чтобы расширить возможности управления микроклиматом в помещении, все чаще при монтаже систем устанавливаются термоголовки для радиаторов, насосы, счетчики. Это дает возможность при необходимости снижать температуру в помещении и экономить. Но такое решение не всегда помогает лучше прогреть пространство, так как иногда даже при выборе максимальных показателей на регуляторах, батареи остаются прохладными. В каждом конкретном случае нужно разбираться индивидуально почему не греется батарея, каковы причины полностью холодных и частичного прогрева радиаторов при горячих стояках, почему вообще тепло есть только на этажах ниже или выше вас, и так далее. Мы хотим вам рассказать про проблемы, которые мы чаще всего выявляем на объектах, а также дать советы о том, как их можно устранить.

Воздушные пробки и холодные радиаторы
В начале сезона или после выполнения ремонтных работ часто так бывает, что 1 или несколько радиаторов остаются холодными даже когда остальные максимально горячие. Причиной неполадки может быть воздушная пробка, образовавшаяся в верхней точке теплосети или отдельных батарей. Устранить проблему проще, если на радиаторах установлены краны Маевского, тогда стравить воздух можно, открыв его. Если же у вас устаревшие батареи без кранов, тогда необходимо провести развоздушивание в верхней точке стояка, к которому относится батарея холодная. Воздуха нет в системе, если после открытия крана Маевского или клапана, оттуда сразу же пойдет теплоноситель. В случаях наличия воздуха, сначала вы услышите шипящий звук и только через время начнет течь вода. Если вы проживаете в многоэтажке и у вас старые чугунные радиаторы (батареи) отопления, без кранов Маевского, тогда для развоздушивания необходимо вызвать специалистов, которые сделают это на чердаке или в подвале.
Низкое давление теплоносителя в системе отопления
Часто жители многоэтажек задаются вопросом — почему батареи чуть теплые на верхних этажах здания, при том что на нижних — жара. Одна из частых причин того, что плохо прогреваются или вообще не греют радиаторы отопления — низкое давление в системе подачи теплоносителя. Исходя из справочной информации:
- для частных одноэтажных домов для эффективной работы системы отопления достаточным считается давление 1-1,5 бар;
- для 2-3 этажных домов 1,5-2 бара;
- для домов в 5 этажей оптимальный показатель 4-5 бар, и так далее.

Чем выше здание, тем большее давление необходимо для эффективной циркуляции теплоносителя в системе. Средняя температура теплоносителя в системах отопления ориентировочно составляет 40-60 °С в домах с централизованным отоплением, в частных она может варьироваться от +30 °С до +75 °С. Причинами того, что давление в системе отопления низкое, могут быть следующие факторы:
- Ошибки при монтаже радиаторов отопления и обустройстве системы в целом на объекте. Если система отопления смонтирована недавно или же проводилась замена отдельных элементов, необходимо проверить соответствие диаметров, расстояния между модулями системы, соответствие мощности насосов требованиям сети.
- Засор коммуникаций при использовании неочищенного теплоносителя или накопление ржавчины в ходе эксплуатации. Если в течение длительного периода не проводилась чистка (обслуживание) системы, батарея не греет, а стояк горячий, нужно по возможности снять и промыть радиатор, так как скопившийся в стальном радиаторе отопления мусор может понижать давление на отдельном участке.
- Недостаточное количество теплоносителя в системе. В частном доме восполнить его можно самостоятельно. А в многоэтажке с централизованным отоплением для устранения проблемы необходимо обратиться к компании поставщику услуг.
Некорректно работает терморегулятор — сбои в настройках
Чтобы снизить энергозатраты и повысить эффективность на многих объектах была проведена модернизация систем отопления — заменены трубы, батареи, установлены терморегуляторы и счетчики. Большинство собственников помещений подошли ответственно к выбору радиаторов отопления, изучили их мощность и технические характеристики, укомплектовали оборудование подходящими байпасами и модулями управления. По началу все было отлично и система исправно работала, но в какой-то момент пользователи замечают что стояк горячий, батареи холодные и температура в комнате не соответствует ожиданиям. Одно из простейших решений — проверить в каком положении установлен регулятор на модуле управления. Особенно это стоит сделать тем, у кого в семье есть маленькие дети. Иногда не греет батарея лишь потому, что регулятор стоит на минимуме (0 или 1). Достаточно поставить его в правильное положение, чтобы в помещении стало снова тепло.
Неквалифицированное вмешательство в работу системы отопления
Так сложилось, что жители многоэтажек часто для ремонта системы отопления, замены старых стальных батарей на новые биметаллические радиаторы обращаются к слесарям, которые недостаточно квалифицированные. Современные элементы отопления часто имеют более высокий уровень теплоотдачи, чтобы регулировать температуру в помещении, пользователи оснащают их термостатами и терморегуляторами. При этом не всегда учитывается схема разводки отопления на объекте и наличие байпасов. Так при верхней подаче после модификаций жители дома задаются вопросом — почему на верхних этажах батареи горячие, а на нижних холодные, а при нижней подаче вопрос звучит несколько иначе — почему радиаторы на средних/верхних этажах прохладные, в то время как ниже – горячие. Как правило, такие проблемы выявляются после того как было проведено развоздушивание и контроль давления, при визуальном осмотре (инспекции) стояков и коммуникаций. Для устранения неполадок в тех местах, где установили новые настенные радиаторы отопления с терморегуляторами, бывает достаточно смонтировать байпас.
Сбой в работе насосного оборудования
Проблемы с насосами чаще всего присущи частным домовладениям и зданиям с автономным/индивидуальным отоплением. Если у вас не греют последние батареи в частном доме, но при этом теплоносителя в системе достаточно, манометр на котле показывает оптимальное давление и температура теплоносителя на выходе из теплогенератора находится на должном уровне, значит стоит проверить циркуляционный насос. Помимо помпы рекомендуем проверить фильтры, иногда их засоренность снижает эффективность работы системы.

Износ радиаторов отопление — устаревание оборудования
В ходе эксплуатации даже современные батареи постепенно забиваются. В большинстве моделей каналы внутри секций достаточно узкие. Теплоноситель содержит множество примесей, даже при наличии фильтров, часть из них циркулирует по системе. Со временем они не только оседают на стенках, но и способствуют механическому и химическому износу элементов отопления. Скапливающиеся в каналах твердые частицы замедляют движение теплоносителя и становятся причиной того, что батарея не греет, воздуха нет в ней и прочие причины исключены, а в комнате холодно.
Если у вас только половина батареи холодная, скорее всего осадок внутри системы заглушает канал и не дает циркулировать теплоносителю по всему элементу. Мы рекомендуем:
- если есть возможность, хотя бы раз в несколько лет (а лучше ежегодно) слить воду с батарей отопления, снять их и как следует промыть на улице;
- статичные (неразборные) системы промывать, прогоняя по ним теплоноситель под давлением, с чисткой фильтров между циклами промывки.
Засоры в трубах и радиаторах можно минимизировать, регулярно промывая систему и предварительно очищая теплоноситель. Иногда засор настолько масштабный, что прочистить его очень сложно, не повредив батарею, тогда рекомендуем установить новые трубчатые или секционные радиаторы отопления вместо старых.

Некорректный выбор элементов отопления
Выше мы больше говорили о наиболее часто встречающихся причинах того, что труба горячая, а радиатор холодный, верх или низ батарей холодный для систем, которые уже какое-то время функционировали. Сейчас мы хотим рассказать о проблеме, которая встречается на новых объектах. При обустройстве систем отопления важно не только выбрать качественное оборудование, но и составить грамотный проект, (выбрать оптимальный принцип размещения радиаторов отопления), просчитать мощность элементов, уклон, длину перегонов, размер секций и многое другое. Выезжая на объекты для поиска неисправностей, мы сталкивались со следующими ситуациями:
- Стояк теплый, батарея холодная так как труба, соединяющая основную линию и радиатор, имеет меньший диаметр, чем у стояка. Его просто недостаточно, чтобы обеспечить эффективную циркуляцию теплоносителя. Замена небольшого участка трубы способствовала равномерному прогреву радиатора.
- Чугунная батарея греет наполовину в системах с естественным движением теплоносителя, если не соблюдается уклон в ходе монтажа или выбраны крепления для радиаторов, которые не могут статично удерживать элементы и со временем смещаются, приводя к нарушению циркуляции. Чтобы выявить эту проблему, нужно провести аудит всей системы и иметь достаточный опыт.
- В системах с байпасами если батареи холодные, стояк горячий, может быть некорректная работа вентилей байпаса. Изменяя положение крана, необходимо посмотреть будет ли повышаться/понижаться температура радиаторов и трубы стояка.
Не греет батарея, хотя стояк горячий и все подключено верно — ошибки выбора
Казалось бы отопление только смонтировано и запущено, все детали новые, давление в системе соответствует стандартам, воздух стравлен, но батарея холодная, стояк горячий. Причина может крыться в неверном выборе приборов отопления. Некоторые производители свои батареи оснащают внутри заглушками, которые регулируют направление и скорость движения теплоносителя, перераспределяя его внутри устройства. Когда пользователи увеличивают количество секций радиаторов отопления, или выбирают элементы, не вникая в тонкости конструкции и рекомендации по их установке, то возникает техническая проблема. В то же время, при ряде схем установки, заглушки наоборот способствуют тому, чтобы радиатор прогревался равномерно. К сожалению, самостоятельно выявить причину почему стояк горячий, а батарея холодная и устранить ее в случае с заглушкой – не просто. Тут лучше довериться сертифицированным опытным экспертам, которые знают особенности различных отопительных приборов не понаслышке и подскажут каким будет выход в вашей ситуации. Например:
- наличие заглушки оправдано, если последовательно установлены трубчатые радиаторы отопления с верхним подключением входящего потока и обратки. Если будет отсутствовать заглушка между 1 и 2 звеньями, тогда верх радиаторов будет горячий, в то время как низ батареи – холодный;
- в системах отопления с диагональной схемой подключения радиаторов при верхней подаче теплоносителя заглушку не рекомендуется ставить, так как при ее наличии горячей будет только 1-я секция и верхняя часть батареи;
- если радиаторы с нижним подключением последовательно подключены к 1 трубе, батарея холодная снизу во всех секциях кроме первой, тогда скорее всего там есть заглушка и ее нужно убрать;
- при диагональной схеме разводки отопления с нижней подачей теплоносителя, заглушка может быть полезной при ее наличии внизу между первыми 2 секциями (трубами). Когда она стоит в другом месте, то тогда ее наличие будет способствовать только частичному прогреву радиаторов — батарея снизу холодная, сверху горячая;
- при боковом подключении радиаторов (которое чаще всего используется в многоэтажках с вертикальной разводкой), если труба горячая, а батарея холодная только наполовину (завоздушивание вы исключили как проблему), тогда скорее всего внутри радиатора стоит заглушка между горячей и прохладной секцией. Ее нужно удалить.
Что делать если трубы горячие, батареи холодные
Итак, если вы заметили, что после запуска отопления труба горячая, батарея холодная, рекомендуем:
- Убедиться, что в системе достаточное количество теплоносителя, давление и температура соответствуют стандартам. Если у вас централизованная система, оставьте заявку соответствующим службам. В частных домах давление и температуру можно проверить на манометре и термометре котла.
- Убедитесь в отсутствии воздушных пробок — используя кран Маевского и клапаны, спустите воздух из верхней части системы отопления и приборов, которые не прогрелись.
- Убедитесь, что запорная арматура и терморегуляторы установлены в правильное положение — краны не перекрыты.
- Если оборудование функционировало несколько лет, возможно оно нуждается в чистке, делать это желательно до начала отопительного сезона. Если же проблема выявлена в зимний период, тогда обслуживание радиаторов и систем отопления в многоквартирных домах желательно согласовать с управляющей компанией, чтобы не затопить соседей.
- Доверяйте монтаж, обслуживание, проектирование, ремонт систем отопление только квалифицированным мастерам. Иначе велик риск совершить ошибки, которые станут причиной некорректной работы системы отопления.

Надеемся, что материал, изложенный выше, помог вам сориентироваться какими могут быть причины почему стояк горячий, а батарея холодная, радиатор холодный или горячий только частично. Если у вас остались вопросы, вам нужна консультация по выбору и эксплуатации приборов отопления, обращайтесь за консультацией к экспертам Vencon.