О том, насколько важна вода в жизни человека, каждый из нас слышит с дошкольного возраста. Чуть позже, как правило, в старшей школе, мы узнаем про экологические проблемы, отсутствие на Земле источников с кристально чистой водой. Во взрослом возрасте, мы понимаем, что покупая для домов фильтры под воду, мы инвестируем в свое здоровье и благосостояние, начинаем думать как позаботиться не только о себе, но и о детях. Ведь они много времени проводят в образовательных учреждениях (детских садах, школах, колледжах, вузах). И вот тут нередко возникает вопрос — должна ли быть в школе питьевая вода, или же дети и взрослые должны приносить ее с собой, как организовать процесс, чтобы ребенок получал достаточное количество чистой воды и соблюдал питьевой режим.
Питьевой режим в образовательных учреждениях — важные аспекты
Наверное, каждый родитель сталкивался в свой жизни хоть раз с вопросом того, как организовать наличие питьевой воды в группе садика и классе, участвовал в обсуждениях нужна ли очистка воды непосредственно на месте или лучше закупать бутилированную. В каждой ситуации решение задачи принималось индивидуально, кто-то из родителей принимал в этом активное участие, другие же не считали вопрос первоочередным (важным). Не все осознают, но питьевой режим для детей очень важен, так как его не соблюдение может привести к:
- Снижению концентрации внимания. Согласно исследованиям, которые проводили различные институты, дегидратация организма способствует снижению внимания, повышению, рассеянности, снижению уровня усвоения информации и концентрации на деталях.
- Ухудшению памяти. Ученые экспериментальным путем доказали, что регулярное употребление достаточного количества воды способствовало тому, что информация, излагаемая детям на уроках, лучше усваивалась. Дети дошкольного и школьного возраста более уверенно воспроизводители материал, который им преподавали после употребления небольших объемов питьевой воды. Школьники старшего возраста, студенты и даже преподаватели более свободно, уверенно читали доклады и лекции, меньше сбивались если могли периодически пить воду.
- Нарушение работы внутренних органов. Врачи неоднократно отмечали, что у людей, которые не употребляют достаточное количество жидкости и не соблюдают питьевой режим по часам, присутствует упадок сил, нарушен обмен веществ, диагностируется кислородное голодание и прочие сбои в работе внутренних органов. Дело в том, что вода способствует разжижению крови (улучшенному насыщению клеток организма кислородом, усиленному обмену веществ), работе пищеварительной и мочевой систем.
- Дискомфорту. Человек, который испытывает жажду, часто сосредоточен лишь на удовлетворении основных потребностей, поэтому не может продуктивно работать и отдыхать.
Это только часть наиболее важных причин, почему человеку важно пить воду, но даже проанализировав их, вы поймете почему необходима организация питьевого режима в школе, дошкольных образовательных учреждениях, колледжах, ВУЗах, прочих учебных заведениях и местах, где дети проводят много времени.
Симптоматика, которая свидетельствует, что питьевой режим в ДОУ, школах и прочих учреждениях не соблюдается детьми
В ходе проведения опросов детей дошкольного возраста, школьников и студентов, анализа статистики учеными были сделаны выводы, что при отсутствии свободного доступа к чистой питьевой воде, люди, участвовавшие в исследованиях, отмечали:
- раздражительность, резкие перепады настроения, нежелание общаться не только со взрослыми (воспитателями и педагогами), но и со своими одногодками;
- сонливое состояние, апатию и безразличие к происходящему вокруг;
- снижалась мотивация и желание получать знания, бороться за победу в соревнованиях;
- головная боль, головокружение, снижение внимания.
Степень проявления симптомов у каждого из опрошенных была разной, как и уровень дегидратации. Эти исследования дали возможность сделать выводы о том, насколько важно для повышения качества процесса обучения организовать питьевой режим по СанПиНу, установить в зоне доступа кулер для воды (сейчас магазины предлагают широкий ассортимент моделей) обеспечить свободный доступ к фонтанчикам, прочим источникам питьевой воды.

Нормы СанПиН: питьевой режим в учреждении образования — основные аспекты
Согласно требованиям санитарно-эпидемиологических норм (СанПиН 1.2.3685-20 и СанПиН 1.2.3685-21) в образовательных учреждениях должен быть обеспечен свободный (непрерывный) доступ к воде, которая соответствует ряду требований.
Химический и микробиологический состав
Количество примесей, должно быть контролируемым:
- Оптимальный уровень минерализации для образовательных учреждений не превышает 1000 мг/дм³.
- Максимально допустимая общая микробная численность — 50 КОЕ/мл. При этом термотолерантные (устойчивые к воздействию высоких температур) бактерии должны отсутствовать при взятии проб в объеме до 100 мл.
Оптимально если в здании установлена система комплексной водоочистки (выбранная с учетом исходных характеристик на объекте или хотя бы в данном регионе Украины). Это позволит контролировать качество ресурса, используемого для бытовых нужд, снизит уровень заболеваемости.
Питьевая вода должна быть прозрачной, при отстаивании не должен образовываться осадок на дне посуды и налет на ее поверхностях. Для детского сада нормами рекомендуется кипятить питьевую воду, прежде чем давать ее детям, после кипячения допускается ее хранение не дольше чем в течение 180 минут в предварительно продезинфицированных закрытых емкостях, в местах, защищенных от воздействия солнечных лучей.
Органолептические свойства
У воды не должно быть посторонних запахов, она должна быть прозрачной и иметь нейтральный вкус. Если у вас не установлен кулер в школе, детском саду, колледже и прочих учебных и спортивных заведениях, тогда обдумывая какие напитки можно дать ребенку в школу, учитывайте как долго они будут находиться в помещении без специальных условий хранения. Помните, что дети дошкольного и младшего школьного возраста не всегда могут понять по вкусу, что с водой, компотом, йогуртом, смузи, соками и прочим что-то не так.

Если установлен кулер в детском саду, классе, кабинетах и коридорах прочих учреждений, необходимо уделить особое внимание выбору поставщиков бутилированной воды. Важно, чтобы ответственные лица качественно дезинфицировали тару и регулярно контролировали состояние воды.
Температура питьевой воды в учебных учреждениях
Для детей в детском саду и учеников младшей школы оптимальная температура воды +17 °C … +20 °C. Для учащихся старших классов, студентов, сотрудников вода может иметь температуру от +7 °C. Также в местах, где доступ к оборудованию имеют взрослые можно установить модели устройств с настраиваемой температурой нагрева от +40 °C и выше.
Требования СанПиН: питьевой режим в детском саду и школах, прочих учебных учреждениях
Помимо требований к качеству воды, в санитарных нормах прописаны следующие требования:
- питьевая вода должна быть в свободном доступе для учащихся и сотрудников постоянно в период их пребывания на объекте;
- если это не проточная вода, то посуда, в которой она хранится (баки, бутылки) оборудование, используемое для розлива (кулеры), должны проходить регулярное обслуживание (дезинфекцию, мойку, чистку);
- проточная вода должна проходить предварительную очистку, водоподготовку лучше доверить системе обратного осмоса и другим многоступенчатым установкам с мембранами, ведь только они могут устранить более 99 % примесей, включая бактерии;
- кипяченая питьевая вода в детском саду не должна храниться более 3 часов;
- среднесуточный объем воды, который должен быть на объекте, определяется из расчета 1,5-2,5 литра на человека (30 мл на 1 кг веса). Оптимально, если дети могут сделать каждые 30-40 минут по несколько глотков воды, если старшеклассники и студенты употребляют кофе, то после него необходимо попить чистой воды, чтобы минимизировать обезвоживание.
Оптимально, если на объекте регулярно проводится экспертиза детской воды специализированными лабораториями, это даст возможность своевременно заметить проблему и избежать негативных последствий.
Организация питьевого режима в школе: оборудование и инструменты
В современном мире есть множество инструментов, используя которые можно корректно организовать питьевой режим в школе, дошкольных образовательных учреждениях, а также в колледжах и вузах. Мы расскажем про основные.

Питьевые фонтанчики
Один из простых и гигиеничных методов организации доступа школьников и студентов к воде — установка питьевых фонтанчиков, с подключением к централизованной системе водоподачи через водоочищающие установки. При организации фонтанчиков необходимо:
- Ответственно подойти к составлению проекта — выбору мест для установки оборудования, чтобы минимизировать риск вторичного загрязнения и обеспечить удобный доступ и гигиеничность.
- Грамотно выбрать водоочищающие системы, предусмотреть возможность их регулярного обслуживания, просчитать как часто это необходимо делать. Выполнение работ лучше доверять профессионалам, например, таким как ВЕНКОН, если ваш объект находится в городе Киев. С монтажом фильтра для воды, покупкой расходных материалов у вас не будет проблем при сотрудничестве с нами. Если ваш объект в других городах, поинтересуйтесь репутацией подрядчиков и их опытом работы.
- Следить за состоянием не только коммуникаций, ведущих к фильтру и от него к фонтанчику, но и непосредственно за самим фонтанчиком, регулярно очищая его.
Питьевые фонтанчики удобны для учащихся средней и старшей школы, высших и профильных учебных учреждений, а вот для младших детей лучше выбрать другое решение.
Кулеры и пурифайеры
Для детей в детском саду и учащихся младших классов для “раздачи” воды удобнее использовать кулер или пурифайер. Выбор оборудования стоит основывать на комплексном анализе условий на каждом конкретном объекте. Если рассматривать кулеры в качестве инструмента, то они:
- доступны по цене и широко представлены на рынке;
- не требуют монтажа и сложных подключений — устанавливаются на горизонтальных поверхностях, вода подается из бутылей (пластиковых канистр объемом 19-20 л);
- простые в эксплуатации и обслуживании.

В то же время среди недостатков, которые отмечены при установке кулеров в школах, детских садах, прочих учебных учреждениях, пользователи отмечают, что необходимо формировать запас воды и своевременно переставлять баки. Если установить кулер в детском саду, важно тщательно следить, чтобы качество воды было стабильным, а оборудование регулярно промывалось.
Установка пурифайеров, которые широко представлены в интернет-магазинах, с последующим подключением их к системе водоподачи, обеспечивает следующие преимущества:
- Встроенный фильтр, очищает необходимое количество воды в момент возникновения потребности.
- Не нужно создавать запасы, что удобно когда потребляемый объем не является постоянной величиной.
- При грамотном выборе модели, можно влиять на параметры воды на выходе.
- Оборудование простое в пользовании.
К условным недостаткам пурифайеров можно отнести относительно высокую стоимость, необходимость монтажных работ (подключения к водоподаче) и эксплуатационные расходы на обслуживание встроенных фильтров.
Напитки с собой в термосах и бутылках
К сожалению, несмотря на развитие прогресса, далеко не во всех образовательных учреждениях есть фонтанчики с питьевой водой, кулеры и пурифайеры. Поэтому дети вынуждены брать воду, соки, йогурты и прочие напитки с собой. Если это ваш случай и ребенок носит воду с собой, подумайте над тем, чтобы купить для него удобную бутылку или термос, их в ассортименте предлагают интернет-магазин техники в Хмельницком, Виннице, Львове, Одессе, Запорожье, Харькове, шоурум в Киеве.

Несколько причин ставить питьевую воду в садике, обеспечить доступ учеников и студентов к чистой воде
Каждый родитель прилагает максимум усилий, чтобы сохранить здоровье ребенка, обеспечить ему хорошее самочувствие и настроение, создать условия для продуктивной работы. Если вы все еще сомневаетесь должна ли быть в школе питьевая вода, нужны ли кулеры в детском саду, питьевые фонтанчики в вузах, напоминаем, что:
- недостаточное количество воды в организме приводит не только к кратковременному ухудшению состояния здоровья, но и к накоплению токсинов;
- дегидратация ухудшает память, снижает уровень внимания (хуже усваивается информация);
- несоблюдение питьевого режима приводит к упадку сил, ухудшению эмоционального состояния, раздражительности. В то же время, если человек, испытывая сильную жажду, потом выпьет много воды, это приводит к повышенной нагрузке на сердце, почки, желудок, что не менее вредно для детского организма.
Чтобы ваш ребенок мог расти развиваться в комфортных условиях, уточните есть ли в вашем учебном учреждении доступ к качественной питьевой воде, или же вам необходимо самостоятельно об этом позаботиться. Важно, чтобы ребенок мог регулярно пить воду небольшими порциями. В случае если нужна консультация по выбору систем водоподготовки, аксессуаров для воды, прочего оборудования, обращайтесь за консультацией к экспертам ВЕНКОН.
